На главную
Карта сайта
Вверх
Вконтакте

 

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Муниципального Образования город Ирбит

Средняя общеобразовательная школа № 18

 
г.Ирбит, ул. Логинова, д. 22
Телефон: +7 (34355) 4-25-61
school18irbit@yandex.ru

 

Главная / Навстречу юбилею / Педагогические этюды

Педагогические этюды


18!  Это совершеннолетие!

18!  Расцвет сил! Яркие краски молодости!

18!  Это 17 мгновений весны и только одно мгновение осени!

18!  Это 1∞ (одна бесконечность)!

 

Ради истины много мы сделать готовы:

Мироздания тайны открыть и понять.

Бьётся юное сердце под крышею школы.

 

         Школа живёт настоящим, помнит о прошлом, смело смотрит в будущее. «Сердце под крышей бьётся уверенно: школе 18 сердце доверено!».

         Девиз школы: «Устремим ум на радость творчества».

Изречение характеризует принципы жизни, поведения, убеждений участников образовательного процесса.

         Эмблема школы:  изображение сердца под крышей.

Крыша – символ надёжности, защищённости.

Сердце – символ духовности, преданности и сплочённости.

         Школьный флаг – это символ единства родителей, учителей и учеников - Основная палитра цветов – сочетание белого, синего, красного.

Белый – цвет гармонии и красоты, наших помыслов чистоты.

Синийв нём жажда истины, жажда познания, стремление тайны постичь мироздания.

Красный энергия, сила, движенье, тепло, непокой и горенье.

На полотнище – наша эмблема.

    На геральдическом щите – основные цвета флага. Щит символизирует окно в мир. Триединство цвета: ученик, учитель, родитель и три основополагающих принципа. Их символизируют следующие знаки. 

         Пчела – трудолюбие, мобильность, высокая работоспособность, эффективность.

        Треугольник, расположенный вершиной вверх – бесконечность совершенствования человека, бесконечность познания.

       Луч, звезда – высвечивание уникальности, звёздности, таланта, способности к творчеству.

 

      В далёкие времена по улице Древней Спарты взрослые по утрам вели за руку в школу маленьких спартанцев. Каждый из этих людей затем терпеливо дожидался окончания занятий и отводил сына своего состоятельного хозяина домой. Этих людей называли педагогами (от греческого «пайс» – ребенок, «агоген» – вести). За много веков изменилось содержание понятия «педагог», но суть осталась прежней – вести за собой. Современная школа 21 века без схоластики, без розг и «гороха» ведет за собой ребенка в мир науки, добродетели, гуманизма.

Есть три силы, заставляющие детей учиться: послушание, увлечение и цель. Послушание подталкивает, цель манит, а увлечение движет. Истинное учение – это учение с удовольствием: не потому  учусь, что нужно; не потому, что заставляют; не потому, что учение сулит выгоду – чистый интерес. Учиться – интересно!

Школа формирует все модели поведения ребёнка – от его умения дружить и держать слово до культуры пользования гаджетами.

Большую роль и помощь в успехе школы играют родители. Статистика  школы гласит, что 52% родителей – выпускники нашей школы, привели и доверили своё самое дорогое, своего ребёнка своей родной школе. Каждая школа для каждого родителя остается лучшей.  Жажду знаний, стремленья к добру не унять!

 

«Они были первыми»

 

 

         Саенко Галина Сергеевна, Пискунова (Тукеева) Галина Васильевна представляли первую администрацию школы.  Касаткина Инна Петровна,  Печоркина Мария Алексеевна, Солдатова Лидия Васильевна – вошли в неё как мэтры словесности. Гильдию «Учительница первая моя» представили в нашей 18-й школе Чусовитина Екатерина Васильевна, Сизонова Анна Васильевна, Сторожева Екатерина Дмитриевна, ЭйсфельдИда Александровна.

      ВтехинаТаисья Никитична - мой первый образец Учителя. Мне казалась тогда, что она - ученый, который знает все науки и предметы, знает, как надо правильно жить, как любить мир, уметь нести себя в него, жить с ним в гармонии, понимать музыку жизни и петь её песни. Всякий раз при встрече, когда я могу обнять её, испытываю состояние родства, теплоты, торжества разума, единения и умиротворения. Мне всегда хотелось быть похожей на неё, чтобы у меня было много учеников. Приятно мне работать в школе с дочерью Таисьи Никитичны - учителем-ветераном Людмилой Юрьевной Рудаковой,  ученицей первого выпуска нашей школы.

      Мы, выпускники 60-х - 70-х годов, с глубоким пиететом произносим имена физиков - Эннса Ивана Петровича «Отличника народного образования» и Шароваровой Валентины Николаевны; химиков-биологов: Шигаевой Антонины Афанасьевны, Макаровой Валентины Ивановны,  Хановой Александры Герасимовны. Географы: Власова Елизавета Ивановна, Стенникова Александра Дмитриевна. Учителя, прошедшие горнило Великой Отечественной войны, Адаменко Галина Михайловна и Коновалов Александр Иванович, они учили нас трудиться и вести умно домашнее хозяйство, чуть позже  их сменила Герштейн Маргарита Сергеевна. Первым учителем физкультуры был Шатунов Василий Константинович, а математику преподавала  Антонова Аза Андреевна.

Как свежий ветер влились в нашу школу Авдюкова Роза Ивановна  и Сосновских Нина Афанасьевна,  Сосновских Лидия Ильинична,     Матушкина Бронислава Ивановна, Савельева Людмила Васильевна, Матросов Алексей Георгиевич, участник Великой Отечественной войны. 

Наше поколение очень бережно, с особым уважением произносит эти имена Учителей. Моя одноклассница Елена Францева, Лауреат литературной премии им. И.И.  Акулова, в год 50-летия школы в своем стихотворении обращается ко всем нашим Педагогам. Многих из них уже нет в живых, но раз мы их помним, значит, они где-то рядом, и пусть все они вместе с живущими о себе услышат.

 

Учитель! Ваш мандат бессмертен,

Как не крути его в веках!

Вы нас учили в круговерти

Одолевать науки страх.

Мы шли по терниям упрямо,

И Вы наш главный генерал,

 После родной - вторая мама,

Что слёзы наши вытирал.

Мы брали всё и ртом хватали

Науки лакомый кусок,

И никогда не забывали

Свой первый класс и свой урок!

Листаем времени тетради

И гладим буковок овал,

Познали все науки ради,

Чтоб в жизни каждый жизнь познал!

 

 

"Персоналии"

 

1967 - 1973  - Саенко Галина Сергеевна

 

1973  - 1984 - Галан Пётр Дмитриевич

 

1984 - 1989 - Пискунова Галина Васильевна

 

1989- 2016 год - Аникина Лариса Николаевна

 

2016 - Фаттахутдинова Светлана Владимировна

 

          Всегда школу ассоциируют с именем директора. За свою полувековую историю наша школа, как драгоценное знамя,  бережно передавалась от Саенко Галины Сергеевны – Галану Пётру Дмитриевичу, Пискуновой Галине Васильевне. Аникина Лариса Николаевна доверила её Фаттахутдиновой Светлане Владимировне  - выпускнице нашей школы.

            Галина Сергеевна стояла у истоков – ей принадлежит самое начало. Особый классический стиль, требовательность, ответственность, становление традиций, свойственных эпохе советского образования  60-х – 70-х г.г. Именно под ее руководством сформировался первый коллектив педагогов и учеников. Большинство из нас перешли из коллектива школы №16 и школы №14- начальной школы, что работала в микрорайоне Пушкарёвой горы.

Петр Дмитриевич – это эпоха гуманизма, школьного самоуправления, «Звездных эстафет» и «Социалистических соревнований» среди городских школ, эпоха «Зарниц» и «Орленка», «Снежных десантов» и «Санитарных дружин». 

       Лариса Николаевна – эстетика школьного стиля в интерьерах классов, школы, дрэсс - код в одежде, эргономика, погружение в глубины содержание образования. Двадцать семь лет директорствования! Это заслуживает большого уважения! Восхищаемся  её интеллигентностью, эрудицией, харизматичностью, светскостью. Лариса Николаевна посвятила служению школьному образованию всё свое личное время!

            Сегодня школа Светланы Владимировны началась со стройки, с внедрения ФГОСов нового поколения вместе с завучами школы Карповой Верой Петровной и Тихоновой Валентиной Александровной.

            Каждый директор согревал и согревает её, школу,  своим особым Солнцем, которое   спрятано в каждом из них. Своим предназначением считал и считает, что именно только здесь, в школе, «Человек исцеляется Человеком», что здесь происходит процесс формирования   человеческих душ.

           Расцвет пионерской дружины им. Ю. А. Гагарина происходил под руководством старших пионерских вожатых и организаторов школьных дел: Щёкотовой Тамары Александровны, Комаровой Валентины Николаевны, Пановой Людмилы Павловны, Дерябиной Татьяны. Особые чувства остались у меня от работы в качестве старшей пионерской вожатой с Надей Мельковой (Надеждой Алексеевной Кривоноговой), вошедшей единожды в нашу школу и вжившуюся в неё, став «Почетным работником народного Образования», делегатом первого Областного слета вожатых в 1976 г., руководителем школьного музея. В то время не было микрофонов, и мы, хрупкие девчонки,  стояли перед пионерской дружиной и командовали на  сборах, где собиралась вся школа, а это было немало, около 1000 человек. Пионерская дружина имени Ю.А.Гагарина была постоянно в числе правофланговых; юнармейский отряд  школы был участником областной игры «Зарница».   В памяти многих выпускников запечатлены воспоминания о годах пионерского детства.    Этот путь закалил  и нас, научил быть смелыми, честными, терпеливыми, милосердными к каждому ребенку.

            Работа с шефами ИМЗ – это особая тема: уборка урожая на полях Ирбитского района, где вкуснейшим в обед казалась печеная картошка, молоко из фляги, привезённое жителями села в знак признания за помощь в работе. А сколько песен было спето в автобусах, когда уставшие и чумазые, умиротворенные и гордые тем, что никто не подвел, не сбежал, не скулил, возвращались в город, домой. Помню, сколько было радости, когда наш класс по итогам соревнования выиграл поездку в Ленинград. Домашних денег у родителей не хватало и на помощь пришли наши шефы Ирбитского мотоциклетного завода под руководством Владислава Казимировича Костевича.

             Когда речь идет о школе, о содержании, рядом с учителем в одной шеренге идёт школьный библиотекарь, о котором мы так мало говорим. Это чаще всего – скромные, воспитанные, образованные, интересные люди. За наши 50 лет их было немного: Урванцева Тамара Александровна, Колесникова Нина Алексеевна, Богодистова Лилия Яковлевна и вот уже 31 год хранит очаг школьных знаний Гилетина Надежда Геннадьевна.  Ребята книгу предпочитали «беготне» на переменах, не бежали из школы домой, а шли в библиотеку. Каких там только не было журналов, энциклопедий, собраний сочинений классиков литературы!

           Школьный секретарь – это в  школе очень ответственный, пунктуальный человек, «правая рука» директора. Образцом  в этой  работе школы долгие годы была Татьяна Андреевна Родионова. Вообще она многое передала молодым педагогам из своего житейского опыта.   В школе каждый учитель, прежде всего – человек, у которого после уроков остается немного времени на собственную домашнюю жизнь. И секреты организации быта бывают очень ценными в общении с коллегами после уроков. Такой «отдушиной» для всех нас была Татьяна Андреевна.

            Школьный доктор Тамара Владимировна Хасанова отдала школе всю свою душу, любовь, профессиональные навыки. Сколько ею подготовлено санитарных постов к соревнованиям санитарных дружинниц на всех уровнях: школьных, городских, областных, и множество радостных побед испытали вместе с нею девочки - сандружинницы нашей школы.  

 

 

«Здесь и сейчас» или «всегда и везде»

 

           «Пройдись по тихим школьным этажам, где прожито и понято немало,…был голос робок, мел в руке дрожал, но ты домой с победою бежал…» старая песня о школе особенно близко звучит для нас в дни встреч выпускников и  юбилеев школы.

Часто ли мы в нашей жизни вспоминаем слова учителей, сказанные нам публично или в доверительной беседе? Особенно надолго запоминаются слова одобрения, поддержки, советы, которые становятся судьбоносными.

 Я часто вспоминаю свои первые дни в ещё непрогретой школе-новостройке. Мы переехали из тёплой, уютной и обжитой 16-й школы в дни поздней осени, бывало, на уроках занимались в пальто, но нам в ней было просто жарко от осознания, что для нас построена новая школа, что у нас такие добрые и справедливые учителя.

            Часто вспоминаю уроки русского языка Матушкиной Нины Тимофеевны, математики Евдокимовой Анны Степановны, первые уроки истории древнего мира Мосиной Антонины Петровны и первые рефераты по истории, написанные к научно-практическим конференциям с Михайловой Зоей Владимировной, походы по изучению географии родного края со Стенниковой Александрой Дмитриевной. Зачаровывала меня, пятиклассницу, влюблённость во французский язык Бабихиной Галины Александровны и интереснейшая работа в «Клубе Интернациональной Дружбы» (КИД) Аникиной Ларисы Николаевны, Ванюшиной Галины Николаевны, Камшиловой Светланы Михайловны, Егоровой Галины Васильевны, где блистал своим владением французским языком ученик 10 класса Виктор Захаров. Восхищало глубокое и эмоциональное погружение в мир русской литературы с Силкиной Ниной Петровной. Всегда всех нас, учеников, покорял, подкупал своей верностью и интеллигентным вниманием друг к другу  и к ученикам супружеский педагогический дуэт математика и географа Сараевых: Тамары Александровны  и Геннадия Васильевича.

            Людмила Павловна Тетюцких – кладезь талантов: рисование, рукоделие, оформительская работа, владение тонкостями вожатской работы, отличный учитель начальных классов. В 70-е годы в каждой школе должен был работать кабинет профориентации, среди которых проходили ежегодные конкурсы. Кабинет «Тетюцких»» чаще всего был лучшим.

            В нашей школе работал суперматематик –  Людмила Яковлевна Наумова. Англичане сказали бы о ней: «Учитель 50 на 50», т.е. сколько в ней было строгости, серьезного подхода в преподавании и в борьбе за качество знаний по математике, столько же юмора и доброты. У неё была особенная страсть к литературе, крылатым выражениям и афоризмам. Однажды, зайдя к ней в кабинет, вместо темы урока ученики  увидели на доске: «Сегодня я – вне критики!»

        А какие замечательно умные репетиции и выступления школьного хора проводила с нами маленькая, звонкоголосая, с питерской культурой, утонченным музыкальным слухом  Алла Михайловна Пешко. 

         С той поры минуло уже больше сорока лет, а когда вхожу в кабинет № 24 (сегодня это кабинет математики Натальи Федоровны Пахомовой) мне слышится сопрано  Аллы Михайловны. В хоре, которым она дирижировала,  бывало до 70 учеников. Она пропагандировала нам мир прекрасной музыки, и многие из нас поступали в музыкальные школы и  училища, консерватории. Гордостью школы считаем Капустина Петра, создавшего эксклюзивный детский оркестр народных инструментов в Речкаловском Доме культуры, получивший многократное признание не только в нашей стране, но и за рубежом.

       В руках наших учителей не было ни мультимедиа, ни компьютеров, ни Интернета, а были мел, доска, учебники, художественные книги  с множеством закладок, но знания были крепкими, и любовь к школе сохранилась на всю жизнь. 

Чаще всех можно было наблюдать рядом с Иваном Петровичем Эннсом – Виктора Лесунова, который и «заразился» любовью к физике от «мэтра», став вторым физиком города после Ивана Петровича, который не жалел для него ни времени, ни учительских сил. Игорь Степанов также продолжил дело Ивана Петровича, став преподавателем Уральского Политехнического института (УПИ).

       Для нас, учеников 60-х – 70-х годов,  выпускные классы казались солидными, недосягаемыми айсбергами. Их жизнь была насыщена содержанием.Всех восхищал школьный вокально-инструментальный ансамбль (ВИА) под общим руководством музыкантов и «сочувствующих», в который входили Порхун Андрей, Пашкевич Владимир, Зубов Александр. Увлечение медициной Чувашева Александра наблюдали все уже в школе.

        А фанаты военного дела Родионов Александр, Абакумов Александр, Большевых Валентин готовы были  вместе с Кондратенко Анатолием Семёновичем, участником Великой Отечественной войны, преподавателем начальной военной подготовки (НВП).  ночевать в школе вместе с автоматами, винтовками, гранатами, а Ирина Гвяздовских была в городе лучшим стрелком. Спортзал школы не закрывался до 10 часов вечера: шли тренировки, нам не хотелось из школы уходить, нас просто из неё выгоняли, потому что надо было уже её мыть для завтрашнего дня и на улице уже совсем было темно. Учились мы в две смены, так как  в школе нас было 1200 учеников.  Подготовка    к городским олимпиадам, написание рефератов, комсомольская, пионерская работа активов классов, пересдача «двоек», полученных по предметам,    проводилась   учителями и учениками после уроков. 

         Активисты  школы: Бакшаев Виктор, Бровина Татьяна, Потапова Римма, Рябкова Людмила, Журавлёва Светлана, Наймушина Татьяна и  многие другие –   проявляли неравнодушие  к рейтингу школы в масштабах города.  Новокрещенова Татьяна и Скоморохов Владимир были первыми представителями школы № 18 в городском комсомольском штабе. Помню, как строги они были к нам во время проведения мероприятий в подшефном классе, в октябрятских звёздочках у нашей первой учительницы Таисьи Никитичны Втехиной.  По деловому строгие, они «заряжали» всю школу на сбор металлолома и макулатуры, придумывали  интересное табло- соревнование между классами.

           Вспоминаю «Снежные десанты», подготовку и разработку планов военно-спортивных игр «Зарница» и «Орленок». Помню,  как по ночам дома шили погоны, как пробирались по глубокому снегу, чтобы «взять» первыми высоту, как прятали знамя на груди, чтобы  установить его на одной из самых высоких сопок в Буграх. Как ответственно подходили к уборке классных комнат дежурные, а оставить грязной доску к приходу учителя  считалось позором. В сильные снегопады шли в школу со своими деревянными лопатками, чтобы выручить школу из снежного плена.

         Энергетика,  оставленная выпускниками предыдущих лет, присутствует в школе до сих пор «здесь» и «сейчас». Она останется навсегда в анналах школы, в школьном музее, в архиве с классными журналами,  то есть  будет в ней присутствовать «всегда» и «везде». А об этом так важно  знать современным и будущим поколениям учеников, потому что это было время становления истории нашей родной 18-ой школы, становление её особенности, индивидуальности, гуманизма, добра, гражданского патриотизма.

         Поэтому разновозрастный отряд «Пост№1» и сегодня несёт вахту памяти в дни воинской Славы у Обелисков города во все времена года. Мы помним имена всех наших ребят – участников   локальных войн современности, а экскурсоводы школьного музея рассказывают о них на часах истории. И тут на память опять приходят строки из стихотворения моей одноклассницы Елены Францевой:

 

Купите сегодня таблетку Добра,

Купите и завтра! Купили вчера?

Неважно, когда состоится приём:

Под вечер, под утро иль выпьете днём,

Добро в нас войдёт благодатным Огнём,

Останется в нас. Мы уже не умрём!

Посеем Добро, и посевы взойдут,

И там, где его с нетерпением ждут.

И древо взрастёт из глубин, из Души:

Добро невозможно в себе задушить.

Раскинется крона огромным шатром

И будет, как щит, сберегать Отчий дом!

 

 

           Учителя школы беспокоятся, чтобы каждый ученик знал историю своей школы, как историю своего рода, чтобы на вечерах встречи каждому выпускнику можно было с восторгом вспоминать о счастливых школьных моментах.

 

 

26 января 2018 года в 15.00

школа приглашает гостей

на Торжественный вечер

по случаю её 50 - летия.

 

03 февраля в 15.00 ждём выпускников на юбилейный Вечер встречи.

 

 

Н. Пономарёва – учитель иностранного языка, выпускница 1974 года